НОВОСТИ


Архив новостей
Май 2018 (1)
Апрель 2018 (14)
Март 2018 (2)
Февраль 2018 (3)
Январь 2018 (10)
Декабрь 2017 (7)

ТЕТРАДЬ – ТРЕНАЖЁР

ГОРОДСКАЯ  КАФЕДРА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

ТЕЗИСЫ К ВЫСТУПЛЕНИЮ (13.12.2017г.) С.Г.ШУМСКАЯ

ТЕТРАДЬ – ТРЕНАЖЁР

для работы по авторской программе

«Мезенская роспись: взаимосвязь обучения художественной росписи и письму»

срок обучения – годичный    для каждого возраста детей 5, 6, 7 лет

учебно - методическое пособие

 

 

Подготовка руки к письму должна быть увлекательным занятием!

 

 Крупнейшие педагоги прошлого Я.А.Коменский, Ф.Фребель, И.Песталоцци придавали важное значение детскому рисованию. Отмечалось, что оно доставляет детям удовольствие, и нельзя лишать их этой полезной забавы. Обучение детей рисованию рассматривалось как подготовка руки и глаза к письму, а также первая ступень общей системы обучения изобразительному искусству. В.Сухомлинский писал: «Процесс обучения чтению и письму должен стать для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями…Обучение грамоте надо тесно связать с рисованием, игрой и постижением красоты мира».[3, для обучающихся]  Французский педагог С. Френе поместил письменную речь после рисования и тем самым определил её место в генетической линии развития символических и знаковых средств».

Педагогическая целесообразность разработки программы по обучению и развитию навыков письма заключается в интеграции двух видов деятельности – художественной росписи и письма и позволяет учесть одну из важнейших особенностей младшего школьника – целостность восприятия окружающего мира, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция разных видов деятельности основывается на постепенном понимании и принятии ребёнком того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создаётся специфическими для того или иного вида искусства средствами: в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм); в письме – знак (элемент буквы, графические символы, направление движения, форма, величина).

На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах – графических знаках (печатных, письменных, заглавных и строчных), научиться правильно, чётко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильную позу, правильные движения руки, правильную траекторию движений. Параллельно с графическим навыком идёт формирование орфографического навыка.

В формировании графического навыка Н.Г. Агаркова выделяет три основных этапа:

1 этап - аналитический, основным компонентом которого является вычленение  и овладение отдельными элементами действия;

2 этап - условно назван синтетическим.  Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие;

3 этап – автоматизация – и есть этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость. «Перескок» через первые два этапа не только не способствует формированию навыка, но и тормозит его.[1] Важным этапом формирования графических навыков являются первые уроки (занятия) обучения письму. Обобщив практический опыт коллег, мною был сделан вывод о том, что в безбуквенный период необходимо проводить следующие виды работ:

•        штрихование;

•        составление бордюров в полосе из различных элементов;

•        конструирование букв.

           С подготовительных уроков обучения первоначальному письму детей работа ведётся на нелинованных листах. На них дети рисуют, учатся проводить линии в различных направлениях, упражняются в начертании восьми элементов из которых состоят буквы, с помощью трафаретов и шаблонов наносят контуры различных предметов, которые затем штрихуют в определённом направлении. Чтобы разнообразить работу по штрихованию, широко используется материал из «Тетради по штриховке» Ю.А.Захаровой. Процессу штриховки предшествует рассматривание рисунков. Предметы, изображённые на одной странице тетради, представляют собой единую сюжетную группу, что позволяет вести разнообразную работу по развитию речи, а подобранные к каждому рисунку загадки вносят в занятия штриховкой элемент занимательности. Во время занятий штриховкой проводятся упражнения на расслабление, то есть гимнастика для пальчиков, для глаз. Систематические упражнения по штриховке позволяют ребёнку развить мускулатуру пальцев, координацию движений, учат ориентироваться на листе бумаги, понимать и выполнять такие задания, как: провести линию сверху вниз, слева направо и т.п. Также эти упражнения способствуют развитию таких важных качеств как внимание, аккуратность и способность доводить дело до конца.  

Комплект прописей «Мои волшебные пальчики» (5 тетрадей, автор О.В.Пронина) серии «Свободный ум» представляет объёмный комплекс упражнений, которые дети выполняют на широкой линейке. (Приложение№1) Методикой накоплено немало примеров подобного обучения. Так, известный французский педагог Жакото, изобретатель аналитического способа обучения грамоте, предлагал учащимся осваивать каллиграфию на нелинованной бумаге. А И.И. Паульсон, виднейший методист XIX века, великолепно изучивший историю мировой букваристики, писал: «Учителю нет никакой надобности прибегать к каким-либо вспомогательным линиям, определяющим величину букв, их направление. Такие линии только смущают начинающих учиться, затрудняя им восприятие буквенных форм в их чистоте. Только при повторном воспроизведении буквы могут вписываться в так называемую двулинейную строку».[15]

В 50-е годы ХХ столетия положительный опыт работы семилеток в тетрадях с одной линейкой был описан советским психологом Е.В.Гурьяновым в его книге «Психология обучения письму: формирование графических навыков письма».[6] О целесообразности и возможности такого обучения в наше время свидетельствуют отзывы учителей-практиков. Бетенькова Н.М., Одегова В.Ф. опираются в своей работе на опыт чешских педагогов [4], которые обучают детей письму по широкой линейке, делают акцент на отработку правильного выполнения элементов письменных букв, постепенно уменьшая их высоту до необходимой. Таким образом, обучение дошкольников и первоклассников письму по широкой линейке не ново для начальной школы.

Работа по составлению бордюров продолжает развивать руку ребёнка, его внимание, готовит к письму в тетрадях с широкой линейкой. В это время полезны и такие задания:

1) Нарисуйте два круга высотой  в целую строку и два круга в половину строки. Постарайтесь соединить их вместе: ООооООоо

2) Нарисуйте три прямоугольника (квадрата) высотой в целую строку и три в половину строки. Эти упражнения полезны, поскольку ориентировка на целую и половину рабочей строки, поможет детям в дальнейшем освоении высоты заглавной и строчной букв.

3) Впишите в тетрадную строку фигурки предметов, например, яблоко, огурец, вагончик и др.

Упражнения  направлены на отработку наклона письма и тренировку точных движений  руки по освоению высоты штриха: «горка» низкая или высокая (в росписи – «зигзаг»), « шарики» (в росписи – «семечко»), «цветные ленточки» (в росписи – «волна»); учат детей проводить волнистые линии и осваивать действия, связанные с передвижением руки вдоль строки. В последнем упражнении соединяются несколько элементов: «волна», «семечко». Все эти упражнения или подобные им проводятся на безбуквенной ступени обучения письму.

        Чтобы помочь ребёнку овладеть формой каждого буквенного знака, необходимо использовать приёмы аналитического восприятия и практического конструирования букв. В процессе конструирования и переконструирования букв ребёнок корректирует свои практические действия по воссозданию правильной  графической формы, обращает внимание на переменные свойства составных элементов. А это является основным условием для осознанного и глубокого овладения формой каждой буквы как соотношением частей в целом. Кроме этого, конструкторская деятельность по практическому воссозданию формы письменной буквы с помощью элементов-шаблонов важна в связи с учётом возрастных психических особенностей первоклассников. Их мышление имеет конкретно-действенный  и наглядно-образный характер. При изучении новой буквы для каждого ученика подготовлен набор шаблонов: элементы изучаемой буквы и несколько других элементов, отличающихся переменными свойствами (размером, количеством или нюансом формы элемента). Проверить результат конструкторской деятельности можно с помощью таблицы «Описание поэлементного состава письменных букв», представляющей собой «ключ к конструированию». После того, как ребёнок сконструировал букву из шаблонов, необходимо установить точку, из которой начнём писать букву. Ученик усваивает правило: ставь ручку в точку, обводи штрих и продолжай движение в заданном направлении до завершения элемента.

        При формировании графических навыков у детей, а также в связи с обучением их художественной росписи, в своей работе я пользовалась методикой М.М.Безруких, которая подробно описана в книге «Учимся писать вместе».[2]   В мезенской росписи существует много линий-элементов, схожих с элементами письменных букв. И, на мой взгляд, эти виды работ дополняют друг друга. В результате обучения дети должны:

- правильно держать инструменты (орудия письма);

- свободно и правильно владеть инструментом при выполнении рисунка;

- свободно  и точно выполнять изобразительное движение рукой и осуществлять зрительный контроль за ним;

- осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании форм небольшого размера и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки, оживок;

- плавно поворачивать руку при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении;

- правильно располагать изображения на листе бумаги;

- уметь изображать предметы, имеющие  линейный характер, состоящие из сочетания линий, круглой, прямоугольной, треугольной формы;

- самостоятельно придумывать дополнительные детали;

- чётко представлять изображаемый предмет: его форму, строение, величину, цвет;

- выполнять движения, которые позволяют передать форму предмета, его строение;

- правильно использовать формообразующие движения, соотносить качество движений с создаваемым образом;

- использовать словесную инструкцию, как регулятора действия;

- составлять бордюры в полосе из различных элементов, узор в квадрате;

- копировать сложные сочетания элементов;

- проводить узкие и широкие полосы, кольца, точки, дуги, мазки;

- изображать несложные сюжеты, отдельные предметы, сюжеты сказок;

- создавать декоративные композиции в рисунке;

- самостоятельно и в заданное время выполнять всю работу;

- замечать красоту созданного изображения;

- находить среди образцов различных росписей мезенскую роспись;

- применять полученные знания в практической работе: создавать нарядные, стилизованные образы, украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

Методика обучения первоначальным навыкам письма детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе мезенской росписи имеет 16-летний практический опыт внедрения, апробации, коррекции и даёт положительные  результаты:

1.     Нет психологической перегрузки детей, связанной с овладением  графическими навыками, обучение письму становится привычной деятельностью.

2.     Исключены отрицательные эмоции, связанные с овладением письмом. Волшебное возникновение под карандашом, ручкой или кистью изображения доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, вносит во внутренний мир ребёнка радость и бодрость.

3.     Установка на эстетичность выполнения работы.

4.     Здоровьеформирующий подход и здоровьесберегающее пространство: соответствие способов обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, использование и чередование различных видов деятельности, применение элементов игры, творчества, гимнастика для глаз и пальчиков.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для обучающихся:

1)Захаров Ю.А. Тетрадь для штриховки. С.-Петербург.1999.

2)Цвынтарный В.В.Упражнения для пальцев. Нижний Новгород,1995.

3)Скребцова М., ЛопатинаА. Сказки о буквах и словах. М.Русский раритет,1999.

4)Пронина О.В. Мои волшебные пальчики. Прописи в пяти тетрадях.

для педагогов:

1) Агаркова Н.Г. Русская графика. Книга для учителя 1 класс. - М.: Дрофа,1997.

2) Безруких М.М. Учимся писать вместе.-Новосибирск,Цэрис,1994.

3) БернштейнН.А. О построении движений.-М.1947.

4) Бетенькова Н.М. Обучение первоклассников письму в тетрадях с одной линейкой// «Начальная школа».-1991.-№11-с.63.

5)Величко Н.К. Роспись, техника, приёмы.-М.1999.

6) Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: формирование графических навыков письма. М.1959.

7) Кузин В.С.Программа ИЗО и художественный труд.// «Начальная школа».-2001-№8.

8) Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.Просвещение,1970.

9) Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения// «Начальная школа».-1990.-№9.с.29.

10) Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальной школе. - М. Просвещение, 1987.

11)Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы речи у младших школьников.- М.Международная педагогическая академия,1994.

12) Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. М.Просвещение,1991.

13) Осипенкова С.А. Технология использования графических методов для развития письменной речи (статья из сборника научных трудов «Формирование языковой компетенции: проблемы и перспективы»).Новосибирск, 2000.

14)  Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд.1 класс. «Начальная школа».-2000.-№9.-с.34.

15) Паульсон И.И. Методика грамоты по историческим и теоретическим данным.1897.

16) Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.Просвещение,1965.

17) Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М. Просвещение,1973.

18)  Таранов Н.Н. Рукописный шрифт. Львов,1986.

19) Цыновникова Ю.А. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков при работе с прописью-раскраской.// «Начальная школа».-2001.-№7.-с.36.

20)Примерное планирование интегрированного курса «Грамота».// «Начальная школа».-2001.-№9. с.37.

21) Программы общеобразовательных учреждений; сборник программ интегрированных курсов «Искусство». М. Просвещение,1995.

22) Программа фольклорного отделения детской школы искусств №25./Сост. Т.В.Голубева.-Новосибирск,1996. В сборнике «Научно-методическое обеспечение деятельности детских фольклорных объединений», Новосибирск,2001/.

23)  Курочкина Н.А. Детям о книжной графике.С.-Петербург, издательство «Детство-пресс»,2004.

  24) «Бабушкины уроки», народное искусство Севера. Занятия с младшими школьниками. Под редакцией Т.Я. Шпикаловой. М. Гуманитарный издательский центр, 2001.

25) Детям о народных традициях народного мастерства. Осень. В двух частях. Под редакцией Т.Я.Шпикаловой. М. Гуманитарный издательский центр, 2001.

литература    по росписи:

1)  Арбат Ю.А.Русская народная роспись по дереву.-М.1970.

2) Костина Г.Н. Мастерская мезенской росписи. Учебно-методическое пособие.- Новосибирск,2005.

3) Миловский А.С. Скачи, добрый единорог.- М.: Детская литература,1982.

4)  Тарановская Н.В. Русские прялки. Альбом.- Л.: Аврора,1970.

5) Методические рекомендации по программе « Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера», Архангельск, 1992.

6) Тагер Е.М. На Северной Двине.- Архангельск,1984.

7) Васильева Т. Чудо покрывала: лоскутные изделия мастериц Архангельской области.// Юн. художник.-1990.

8)  Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. М., 1987.

 

 ТЕТРАДЬ – ТРЕНАЖЁР

 

 ТЕТРАДЬ – ТРЕНАЖЁР

ТЕТРАДЬ – ТРЕНАЖЁР

ТЕТРАДЬ – ТРЕНАЖЁР

ТЕТРАДЬ – ТРЕНАЖЁР

ТЕТРАДЬ – ТРЕНАЖЁР

ТЕТРАДЬ – ТРЕНАЖЁР

ТЕТРАДЬ – ТРЕНАЖЁР

ТЕТРАДЬ – ТРЕНАЖЁР

ТЕТРАДЬ – ТРЕНАЖЁР

ТЕТРАДЬ – ТРЕНАЖЁР

ТЕТРАДЬ – ТРЕНАЖЁР

ТЕТРАДЬ – ТРЕНАЖЁР

ТЕТРАДЬ – ТРЕНАЖЁР

ТЕТРАДЬ – ТРЕНАЖЁР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Комментарии:

Оставить комментарий
 

Поиск по сайту